27.06.12
Высший Арбитражный Суд РФ пришел к выводу, что акция, в ходе которой покупателям бытовой техники предлагается бесплатное пиво, не является рекламой данного напитка. Поводом стала публикация в каталоге Media Markt нескольких рекламных сообщений.
Бдительным антимонопольным органом был выявлен факт распространения посредством помещения в почтовые ящики жилых домов в городе Липецке каталога магазина электроники «Media Markt» с акцией «Октоберфест в Media Markt. В выходные свежайшее пиво всем покупателям! Посещение пивного ресторана за самую крупную покупку! А также увлекательные конкурсы в стиле Oktoberfest», содержащей предупреждение о вреде чрезмерного употребления пива здоровью. ФАС потребовал устранить нарушения и выписал постановление о наложении административного взыскания в виде штрафа в размере 100 тысяч рублей.
Общество «Медиа-Маркт-Сатурн» обратилось в ВАС с требованием отменить административный штраф за нарушение закона о рекламе. Общество оспорило в суде требования антимонопольного органа, однако суд первой инстанции оставил в силе все требования ФАС, включая наложение штрафа.
Затем суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что объектом рекламирования являются услуги магазинов сети «Media Markt» с возможностью получения при покупке в определенный период кружки пива, что не может быть расценено как реклама пива, так как не способствует его реализации. Постановление о штрафе было отменено.
Тогда ФАС обратился в суд с кассационной жалобой. Суд отказался от ее рассмотрения на том основании, что применен штраф в размере, не превышающем 100 тысяч рублей, а это не дает процессуальных оснований для возбуждения дела. Однако кассационный суд отменил постановление апелляционного суда в части признания законными спорных рекламных материалов.
Таким образом, сложилась ситуация, когда суд в двух инстанциях подтвердил нарушение законодательства о рекламе, однако штраф за это нарушение был отменён. Поэтому дело № ВАС-2127/12 было вынесено в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора.
На заседании, состоявшемся 21 июня, Президиум принял решение оставить в силе судебный акт апелляционной инстанции, признающий отсутствие нарушений в спорных рекламных сообщениях. Также осталось в силе постановление кассационного суда, прекратившее дело о наложении штрафа.